NASA подтвердила, что следующая миссия Starliner от Boeing, запланированная не ранее апреля 2026 года, доставит на Международную космическую станцию (МКС) только груз. Это решение последовало за годами технических трудностей и проблем с безопасностью, которые преследовали разработку пилотируемого космического корабля Boeing, оставив SpaceX доминирующим поставщиком пилотируемых перевозок на МКС.

Изменение планов произошло после ряда неудач во время беспилотных и пилотируемых испытательных полетов Starliner. Первая беспилотная миссия в 2019 году была прервана из-за проблем с программным обеспечением, что едва не привело к катастрофической потере аппарата. Последующий беспилотный полет в 2022 году прошел более успешно, но все же столкнулся с проблемами с двигателями. Недавно, во время пилотируемого испытательного полета в 2024 году, были обнаружены критические неисправности двигателей во время сближения с космической станцией, что вынудило NASA вернуть космический корабль на Землю без астронавтов.

Основная проблема — надежность. SpaceX Crew Dragon доказал свою надежность как транспортная система, в то время как Boeing изо всех сил пытается соответствовать стандартам сертификации. Задержка подчеркивает трудности в разработке космоса частным сектором и критическую важность резервирования в пилотируемых миссиях. Решение NASA в пользу грузовых полетов отражает взвешенный шаг, направленный на удовлетворение немедленных потребностей МКС, пока Boeing работает над решением проблем с двигательной установкой.

NASA внесла изменения в первоначальный контракт Commercial Crew 2014 года с Boeing, сократив количество запланированных пилотируемых полетов с шести до максимум трех до вывода МКС из эксплуатации. Эта корректировка позволяет обеим сторонам сосредоточиться на безопасной сертификации системы Starliner и согласовать будущие миссии с эксплуатационными потребностями станции до 2030 года.

Долгосрочные последствия этого решения еще предстоит увидеть. В то время как Boeing настаивает на том, что решит проблемы с двигателями, постоянная зависимость от SpaceX для пилотируемых перевозок вызывает вопросы о будущем роли Boeing в пилотируемых космических полетах. Задержка также подчеркивает риски, связанные с использованием непроверенных технологий для критически важных миссий, и необходимость тщательного тестирования и мер безопасности, прежде чем подвергать опасности жизни.

Приверженность NASA грузовым миссиям Starliner сигнализирует о прагматичном подходе к космическим операциям — приоритете безопасности и надежности над агрессивными сроками. Этот сдвиг в стратегии гарантирует, что МКС останется в рабочем состоянии, пока Boeing восстанавливает свою репутацию в конкурентной среде коммерческих космических путешествий.